Танки в городе: история в наследство
Несмотря на свою масштабность, Лепельский контрудар до сих пор остаётся «в тени». Десять папок с устными архивами, воспоминаниями, картами, схемами и документами — хорошее наследство для тех, кто уже не застал очевидцев тех событий.
У порога небольшого двухэтажного дома из старого красного кирпича нас встречает коренастый улыбчивый мужчина в очках и с тростью. Танковым сражением в Сенно интересуются многие местные, но это тот случай, когда все расспросы о танках приведут сюда — в Сенненский краеведческий музей. C тех пор как в школах перестали преподавать мировую художественную культуру, тут осел местный краевед и художник Василий Бондаревич.
Он собрал лаконичную экспозицию, а архивные наработки по истории культуры Сенненщины легли в основу его книги-экскурсии, изданной в 2008 году с подачи замминистра информации. Благодаря работе Василия Викторовича в Сенно приехал ИС-3: именно краевед руководил установкой танка-памятника.
— Какой был, — комментирует он выбор Министерства обороны — его то и дело критикуют.
С порога предупреждает:
— Сам я человек старой формации, отстал от научно-технического прогресса, но пришлось много заниматься «адукацыяй»*.
Около двадцати лет художник вёл в школе свой курс «Спадчына»**, в котором соединил изобразительное искусство, мировую художественную культуру и краеведение.
— …Пока сверху его не разгромили. Оставили только информатику и английский, — явно порицая новые тенденции, говорит он и провожает нас в комнату музея, посвящённую оружию.
После того как в минском метро произошёл теракт, в музеях запретили выставлять оружие без специальных витрин. Но под руководством Василия Викторовича ученики художественных классов сделали макеты «оружия победы» в натуральную величину.
— Материалы — кусок дерева, картон, бумага, — комментирует краевед копию винтовки Мосина, которую держит в руках, и задорно хохочет. — Вот что художники могут делать!
Так комната постепенно заполнилась: первый пистолет-пулемёт после финской войны — системы Дегтярёва, скорострельная винтовка Токарева — такими был вооружён 7-й механизированный корпус, самый узнаваемый автомат — пистолет-пулемёт Шпагина, пулемёт Дегтярёва пехотный, пистолет-пулемёт Судаева, кавалерийский карабин 1944 года. Под стеклом — личное оружие Красной армии, тоже сделанное «хлопцами».
— Если бы в школе не закрыли уклон, то сделали бы ещё и немецкое оружие.
Из стопки коробок на шкафу Василий Викторович просит достать подписанную 1812 годом. В ней — бумажная Русская армия. К уроку дети сделали карту «Сражение под Островно» и расставляли по ней самодельные войска.
— Только так они начинают понимать, что такое 1812 год.
— Как вы восстанавливаете историю Сенно? — спрашиваем у нашего экскурсовода.
— Я не историк, я художник, — уклончиво отвечает Василий Викторович и ведёт нас в свой кабинет.
Здесь глаза разбегаются: в углу за столом стоит резной массивный стул, напротив — стеллажи, заполненные папками с материалами по истории Сенненского района. Подписи говорят о том, что тут всё собрано в тематическом и хронологическом порядке. 10 папок посвящены войне в 1941 году и Лепельскому контрудару. Краевед следит за всеми свежими публикациями о битве под Сенно и постоянно обновляет свой архив.
До некоторых «дел» можно добраться только по лестнице, которая тут же и прислонена. В центре комнаты — ёлка, украшенная десятью шарами из папье-маше с изображениями героев русской и французской армий, которые были в Сенно.
Первым делом Василий Викторович показывает свои книги — десять напечатаны своими усилиями, четыре из них изданы.
С помощью местного католического прихода вышла книга по истории Речи Посполитой и Великого княжества Литовского, истории сенненской шляхты и местного костёла. За время войны он сильно пострадал, но окончательно был уничтожен в 1962 году. Теперь самое старое здание в Сенно и Сенненском районе — францисканский монастырь 1760 года.
Он расположен на самой старой площади города — торговой. Во время танковых боев немцы использовали костёл как наблюдательную вышку, в него ударила советская артиллерия и разрушила четверть здания. Так как монастырь не сохранил первоначального облика, этому уникальному зданию не присвоен статус памятника архитектуры. Сейчас тут находится колбасный цех, пристроены склады и подсобные помещения ресторана «Акрополь».
Интерес к краеведению у художника проснулся не внезапно, с детства он слушал истории «из первых уст».
— Отцу было 14 лет, когда началась война. После танковых боёв в городе остались КВ, БТ, которые не смогли забрать немцы. Отец лазил по этим танкам — собирал оружие и всё ценное, что там находил, затем отправлял в партизанский отряд Красавина.
В 1943 году отец Василия Викторовича ушёл в партизаны, на войне лишился ноги. Умер в 82 года, и всё это время к нему в Сенно приезжали знакомые, прошедшие войну, в том числе участники танковых боёв под Сенно. Единственное, о чём немного сожалеет краевед, — не все истории успел записать.
В районной библиотеке Сенно можно увидеть картины Василия Бондаревича. На одной из них — самый первый памятник танковому сражению, который стоял в Богушевске. Сейчас на его месте установлена пушка — в память о бойцах 7-го мехкорпуса.
Когда прощаемся и благодарим краеведа за большую экскурсию, он благодарит нас в ответ:
— Раньше на уроках я каждый день детям что-то рассказывал, а теперь только от случая к случаю — когда кто-то, как вы, приезжает и интересуется. А интересуются редко.
* Образованием (бел.).
** Наследие (бел.).
Часть 1. Танки в городе: история битвы за Сенно в предметах
Часть 2. Танки в городе: ключевые точки сражения за Сенно
Несмотря на свою масштабность, Лепельский контрудар до сих пор остаётся «в тени». Десять папок с устными архивами, воспоминаниями, картами, схемами и документами — хорошее наследство для тех, кто уже не застал очевидцев тех событий.
У порога небольшого двухэтажного дома из старого красного кирпича нас встречает коренастый улыбчивый мужчина в очках и с тростью. Танковым сражением в Сенно интересуются многие местные, но это тот случай, когда все расспросы о танках приведут сюда — в Сенненский краеведческий музей. C тех пор как в школах перестали преподавать мировую художественную культуру, тут осел местный краевед и художник Василий Бондаревич.
Он собрал лаконичную экспозицию, а архивные наработки по истории культуры Сенненщины легли в основу его книги-экскурсии, изданной в 2008 году с подачи замминистра информации. Благодаря работе Василия Викторовича в Сенно приехал ИС-3: именно краевед руководил установкой танка-памятника.
— Какой был, — комментирует он выбор Министерства обороны — его то и дело критикуют.
С порога предупреждает:
— Сам я человек старой формации, отстал от научно-технического прогресса, но пришлось много заниматься «адукацыяй»*.
Около двадцати лет художник вёл в школе свой курс «Спадчына»**, в котором соединил изобразительное искусство, мировую художественную культуру и краеведение.
— …Пока сверху его не разгромили. Оставили только информатику и английский, — явно порицая новые тенденции, говорит он и провожает нас в комнату музея, посвящённую оружию.
После того как в минском метро произошёл теракт, в музеях запретили выставлять оружие без специальных витрин. Но под руководством Василия Викторовича ученики художественных классов сделали макеты «оружия победы» в натуральную величину.
— Материалы — кусок дерева, картон, бумага, — комментирует краевед копию винтовки Мосина, которую держит в руках, и задорно хохочет. — Вот что художники могут делать!
Так комната постепенно заполнилась: первый пистолет-пулемёт после финской войны — системы Дегтярёва, скорострельная винтовка Токарева — такими был вооружён 7-й механизированный корпус, самый узнаваемый автомат — пистолет-пулемёт Шпагина, пулемёт Дегтярёва пехотный, пистолет-пулемёт Судаева, кавалерийский карабин 1944 года. Под стеклом — личное оружие Красной армии, тоже сделанное «хлопцами».
— Если бы в школе не закрыли уклон, то сделали бы ещё и немецкое оружие.
Из стопки коробок на шкафу Василий Викторович просит достать подписанную 1812 годом. В ней — бумажная Русская армия. К уроку дети сделали карту «Сражение под Островно» и расставляли по ней самодельные войска.
— Только так они начинают понимать, что такое 1812 год.
— Как вы восстанавливаете историю Сенно? — спрашиваем у нашего экскурсовода.
— Я не историк, я художник, — уклончиво отвечает Василий Викторович и ведёт нас в свой кабинет.
Здесь глаза разбегаются: в углу за столом стоит резной массивный стул, напротив — стеллажи, заполненные папками с материалами по истории Сенненского района. Подписи говорят о том, что тут всё собрано в тематическом и хронологическом порядке. 10 папок посвящены войне в 1941 году и Лепельскому контрудару. Краевед следит за всеми свежими публикациями о битве под Сенно и постоянно обновляет свой архив.
До некоторых «дел» можно добраться только по лестнице, которая тут же и прислонена. В центре комнаты — ёлка, украшенная десятью шарами из папье-маше с изображениями героев русской и французской армий, которые были в Сенно.
Первым делом Василий Викторович показывает свои книги — десять напечатаны своими усилиями, четыре из них изданы.
С помощью местного католического прихода вышла книга по истории Речи Посполитой и Великого княжества Литовского, истории сенненской шляхты и местного костёла. За время войны он сильно пострадал, но окончательно был уничтожен в 1962 году. Теперь самое старое здание в Сенно и Сенненском районе — францисканский монастырь 1760 года.
Он расположен на самой старой площади города — торговой. Во время танковых боев немцы использовали костёл как наблюдательную вышку, в него ударила советская артиллерия и разрушила четверть здания. Так как монастырь не сохранил первоначального облика, этому уникальному зданию не присвоен статус памятника архитектуры. Сейчас тут находится колбасный цех, пристроены склады и подсобные помещения ресторана «Акрополь».
Интерес к краеведению у художника проснулся не внезапно, с детства он слушал истории «из первых уст».
— Отцу было 14 лет, когда началась война. После танковых боёв в городе остались КВ, БТ, которые не смогли забрать немцы. Отец лазил по этим танкам — собирал оружие и всё ценное, что там находил, затем отправлял в партизанский отряд Красавина.
В 1943 году отец Василия Викторовича ушёл в партизаны, на войне лишился ноги. Умер в 82 года, и всё это время к нему в Сенно приезжали знакомые, прошедшие войну, в том числе участники танковых боёв под Сенно. Единственное, о чём немного сожалеет краевед, — не все истории успел записать.
В районной библиотеке Сенно можно увидеть картины Василия Бондаревича. На одной из них — самый первый памятник танковому сражению, который стоял в Богушевске. Сейчас на его месте установлена пушка — в память о бойцах 7-го мехкорпуса.
Когда прощаемся и благодарим краеведа за большую экскурсию, он благодарит нас в ответ:
— Раньше на уроках я каждый день детям что-то рассказывал, а теперь только от случая к случаю — когда кто-то, как вы, приезжает и интересуется. А интересуются редко.
* Образованием (бел.).
** Наследие (бел.).
Часть 1. Танки в городе: история битвы за Сенно в предметах
Часть 2. Танки в городе: ключевые точки сражения за Сенно
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как неавторизованный пользователь.
Если вы хотите видеть меньше рекламы и иметь возможность голосовать за понравившиеся посты, то мы рекомендуем Вам зайти под своим аккаунтом на сайте или через Lesta ID ниже:
Если вы хотите видеть меньше рекламы и иметь возможность голосовать за понравившиеся посты, то мы рекомендуем Вам зайти под своим аккаунтом на сайте или через Lesta ID ниже: